Границы моего языка определяют границы моего мира. Людвиг Виттгенштейн
Дидактический концепт проекта LeWiS состоит в креативном освоении собрания книг различными способами – не только через чтение, но и через письмо и пересказ. Викторины LeWiS развивают, кроме всего прочего, уверенность в себе и мотивацию к внимательному чтению с полным пониманием и запоминанием содержания.
Сверх этого, концепт проекта также включает в себя социальные и эмоциональные цели, такие как тренировка коммуникативной компетентности, способности к эмпатии, формирование навыков кооперативных действий и закрепление моделей культурного поведения, например, навыка письма от руки, который в наш информационный век зачастую отходит на задний план.
Следующая задача – это маленький эксперимент: удастся ли при помощи небольшого количества средств превратить читальный зал в «литературно-терапевтическую опытную лабораторию»?
Из-за постоянного и все более популярного использования электронных средств массовой информации беднеет палитра живого общения. Согласно новейшим научным исследованиям, этот дефицит однозначно считается причиной стрессов, синдрома информационного выгорания, усталости, страхов и депрессий и прочей психосоматической симптоматики. У детей и подростков чаще всего проявляется синдром дефицита внимания и гиперактивности, компьютерная зависимость, агрессивность, что можно объяснить также и языковыми проблемами:
чувства, которые дети не способны выразить из-за малого словарного запаса;
мысли, которые остаются невысказанными потому, что никто о них не спрашивает;
поведенческие установки и взгляды на жизнь, которые не меняются и не уравновешиваются в процессе диалога, и приводят к замкнутости в себе и асоциальности.
Для предотвращения этих явлений определенно сработает возвращение библиотекам статуса единого культурного и образовательного пространства – что мы видим на опыте современных библиотечных проектов в Южной Америке и Бразилии.
Способности к учебе и получению и усвоению новых знаний напрямую связаны с языком и его применением в областях чтения, письма и пересказа. Литературно-терапевтическая дидактизация в рамках проекта LeWiS стремится усовершенствовать эти способности с помощью современного подхода книгам из списка и, тем самым, вызвать желание читать больше и больше. Речь идет, с одной стороны, об освоении разнообразных возможностей языкового выражения нашего жизненного опыта и впечатлений, которые живут в нас, как куклы-матрешки, накладываясь и влияя друг на друга. С другой стороны, о социализации и способности общаться – они тесно связаны с внутренней гармонией и разумной заботой о себе.
Желаю удачи и удовольствия от эксперимента с литературно-терапевтическими идеями со сборниками книг на ваших рабочих местах. Я охотно отвечу на ваши вопросы и дам дальнейшие советы по работе проекта, жду от вас дальнейших предложений и обратной связи! Посетите наш сайт:
www.spiel-und-sprache.deАнгела Тамм
Copyright © Институт игры и языка ГбР – Кандидат филологических наук, дипломированный психолог Ангела Тамм
Все права защищены
www.goethe.de/lewis