Работа с одарёнными детьми

Работа с одарёнными детьми

Сообщение Светлана Викторовна » 01 сен 2013, 16:23

Методы и формы работы с одарёнными детьми
Одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы.
Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, вижу выход в смешанном обучении “обычных” и одарённых детей в обычном классе.
В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. Методы и формы работы с одаренными учащимися должны сочетаться с методами и формами со всеми учащимися в классе и в то же время отличаться определенным своеобразием.
Целесообразным представляется деление всего процесса обучения в школе на следующие учебно-методические этапы:
1 этап - мотивационный (2-4 класс)
На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе индивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса (ребенок становится соорганизатором учебного процесса). Дети привлекаются к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке, в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений и т.п.). При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип - учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают.
Когда я начинаю работать в младших классах, то, в первую очередь стараюсь создать такие условия, когда учащемуся хочется слушать иноязычную речь, говорить на иностранном языке, когда ему нравиться выполнять упражнения и задания, когда ученик чувствует внимание учителя и товарищей к себе, когда он вовлечен в иноязычную деятельность и испытывает чувство удовольствия, радости от того, что он делает. Главное – создать у ребёнка ощущение успеха, помочь поверить в себя, преодолеть страх делать ошибки.
Детей, которые быстрее всех справляются с заданием, стараюсь привлечь чем-то другим:
• подготовь образцовое чтение текста;
• составь кроссворд с изучаемыми словами;
• отметь самые сложные слова, в которых ребята делают ошибки;
• выбери задание себе сам и т. д.
Для поддержания интереса к изучению иностранного языка знакомлю с красочными журналами, использую страноведческий материал.
2 этап (5-7 класс) Творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности.
На этом этапе происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, работой над проектами. Дети этого возраста с удовольствием принимают участие в театральных постановках, в инсценировках сцен или песен, различных конкурсах, КВН. Мною замечено, чем чаще ребенок принимает участие, тем больше у него появляется интереса к предмету, к самому языку.
Этот этап - этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка. Самое главное здесь, помочь ребенку не потеряться в многообразии, а выбрать ту тему, которая его действительно заинтересует и, работая над которой, он получит не только удовольствие, но полезную информацию.
Ну а если говорить об уроке? Если не занимать одаренных детей специальными заданиями – заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей. И начинается творческий поиск учителя – осуществляется дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает; если задание – пересказать текст, то одаренному – проанализировать поступки героев, сделать выводы и т.п.
Также в среднем звене я привлекаю талантливых детей к ведению урока:
• подготовить диалог по теме как образец;
• найти определённый материал в интернете;
• подготовить контрольные вопросы по теме;
• составить коллаж по теме;
• провести анкетирование по заданной теме;
• составить рассказ-загадку;
• дать литературный перевод стихотворения или прозы;
• нарисовать рисунок к одному из текстов и предложить ребятам определить, к какому тексту нарисован рисунок;
• дополнить словарный минимум по теме, используя словари.

Большое внимание уделяю учебному сотрудничеству – работе в команде или группе. Суть этой технологии в том, что на уроках ребята объединяются в небольшие группы по 3-4 человека, и им дается одно общее задание. При этом оговариваются роли каждого ученика в выполнении задания. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно – за результат всей группы. Поэтому сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале. Сильный ученик выполняет роль учителя: в процессе обсуждения исправляет ошибки, помогает понять прочитанное, грамматические структуры, усвоить лексику и т.д. То есть он обучает, но с другой стороны обучается сам; например, объясняя правило, он сам повторяет его, систематизирует. В то же время он приобретает очень ценные человеческие качества: готовность помочь, ответственность, толерантность.
Начиная с 5 класса, готовимся к олимпиадам. По изучаемым темам даю тестовые задания. Работаем с дополнительной литературой по подготовке к олимпиадам. Важно помочь в этом возрасте преодолеть страх участия в олимпиадах, страх получения, может быть, не столь высокой оценки, какой хотелось бы.
На этой ступени обучения стараюсь научить ребят использовать знания по другим предметам при решении тестов страноведческого характера.
3 этап (8-11класс ).Вовлечение в исследовательскую деятельность - групповой тренинг деятельности.
Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими спецкурсы или ведущими самостоятельно выбранные исследовательские проекты.
Все вышесказанное может быть реализовано на уроках различного типа: урок-практикум, урок-дискуссия, урок-исследование, урок–проектирование, урок-презентация и т.д.
На старшем этапе обучения, как я считаю, больше нужно уделять внимания не простой работе над чтением и пониманием огромного количества текстов, а глубине погружения в язык. Следует больше работать над семантикой слов, синонимическим рядом и устойчивыми словосочетаниями.
Я пытаюсь выполнить задания по ЕГЭ по немецкому языку с обучающимися, обращая внимание на такие условия:
• прочитай отрывки из текста и соедини их в логическом порядке;
• озаглавь прочитанный текст, аргументируй свой вариант;
• сравни тексты и укажи их различия;
• прочитай начало рассказа и придумай продолжение;
• посмотри часть картины и предположи, что изображено на полотне;
• подготовь презентацию твоих любимых фильмов и т.д.
На занятиях вне урока мы рассматриваем материалы предыдущих олимпиад. Для расширения кругозора обучающихся я использую иллюстрированные журналы на немецком языке. От учителя зависит, насколько интересен будет предложенный им материал, какие задания он подготовит, как они отвечают интересам обучающегося.
Важное значение имеет обучение устной речи. Для работы я составляю примерный диалог, обучающиеся должны озвучить роль партнера, постараться сыграть диалог.
На старшей ступени обучения я вовлекаю детей в исследовательскую деятельность. Приобщение талантливых и способных ребят к научно-исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для самообразования и профессиональной ориентации. На этом этапе главный мой принцип – это «не быть учителем», а быть партнером ребенка, не навязывать ему свои идеи, а тонко направлять его интеллектуальную и творческую деятельность в нужное русло, не заставлять его учить, а учиться, сотрудничать вместе с ним, всегда уважать его мнение. Особенно эффективным в обучении одаренных детей является их участие в конференциях, семинарах, конкурсах (например, конкурс на лучший перевод стихотворения).
В работе с одаренными детьми я придерживаюсь следующих принципов:
 доброжелательность и создание благоприятной атмосферы
 поощрение высказывания оригинальных идей
 предоставляю детям возможность активно задавать вопросы
 исключаю соревновательность
 обеспечиваю непрерывный поток информации, предоставляю различные учебные пособия, в том числе и литературу (повести, рассказы) на немецком языке, как адаптированную, так и неадаптированную в зависимости от уровня, а также журналы и Интернет
 поощряю их инициативность и самостоятельность
Эффективность использования моих методов и принципов работы с одаренными детьми отражается в растущей мотивации к изучению иностранного языка, а также в повышении качества знаний учащихся.
Результативностью являются такие показатели как: рост познавательных интересов одаренных детей (к страноведению, литературе на немецком языке), их участие и призовые места в олимпиадах, конкурсах и семинарах. Происходят положительные изменения в интеллектуальном и творческом развитии этих детей, что отмечается классными руководителями, педагогами и их родителями.
Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости развившуюся.
Изучив психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, обобщив свой опыт работы, можно сделать вывод, что грамотная организация учебного процесса и корректный психологический подход в работе с одаренными детьми дают успешные результаты в развитии творческого потенциала одаренности. Учащиеся имеют высокие достижения в сфере овладения иностранным языком, стремятся к самообразованию, расширению своего кругозора, к познанию мира, раскрывают свои неординарные и уникальные способности и обладают личностными качествами и знаниями для успешной реализации в жизни.
Аватара пользователя
Светлана Викторовна
 
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 27 май 2012, 18:32

Вернуться в Методические материалы и разработки

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron