Кружок по немецкому языку

Кружок по немецкому языку

Сообщение Светлана Викторовна » 02 сен 2015, 18:51

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок немецкого языка во втором классе «Немецкие праздники»
Евтюкова Равза Мизбаховна, учитель немецкого языка

Пояснительная записка
Внеклассная работа по немецкому языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. При организации и проведении внеклассной работы мы учитываем интересы учащихся, их возрастные и психологические особенности.
В начальной школе дети обладают очень высоким уровнем мотивации в освоении нового для них предмета, свойственный этому возрасту интерес к познанию окружающего мира подталкивает их задавать, например, такие вопросы: «А где находится Германия?», «А что интересного в этой стране?» и т. п. Современные дети живут в динамичном информационном обществе, оказывающем значительное влияние на формирование их интересов.
Изучение иностранного языка в раннем возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребёнка, его память, внимание, мышление, восприятие, воображение, стимулирующие общие речевые умения, что подтверждается и результатами исследований.
На младшем уровне учащиеся очень эмоциональны, проявляют интерес ко всему яркому, новому. Заинтересовать их легко, задержать внимание труднее. Поэтому на занятиях в кружке предусмотрена частая смена приёмов даже к одному и тому же заданию.
Новизна данной программы заключается в том, что она рассматривается как система использования немецкого языка в развитии индивидуальности школьника.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:
требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;
условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Цель – развитие индивидуальных, творческих, познавательных способностей школьников, их активной гражданской позиции и коммуникативных навыков через изучение лингвострановедческого материала по немецкому языку.
Задачи:
углубление знаний по предмету,
развитие речевых навыков,
расширение лексического запаса,
получение дополнительной лингвострановедческой информации о Германии,
разбудить интерес детей к углубленному изучению языка,
использовать немецкий язык в обиходном общении,
расширение мировоззрения учеников; развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
применять немецкий язык в других сферах школьной деятельности.
Программа рассчитана на 1 год – 34 часа, разработана для детей 7 – 9 лет, то есть учащихся 2 классов.
Детей данного возраста отличает повышенная познавательная активность. Активность возникает в определенных условиях. Учащийся должен чувствовать потребность в изучении немецкого языка и иметь необходимые предпосылки для удовлетворения этой потребности. Основными источниками являются мотивация и желание. У подавляющего большинства учащихся начального этапа обучения изначально присутствует высокая мотивация изучения иностранного языка. Они с большим интересом и желанием приступают к изучению языка, хотят научиться читать, говорить, понимать на немецком языке. Интерес учащегося зависит от его успехов в овладении языком. И если ученик видит, что продвигается вперед в слушании, говорении, чтении и письме, он с интересом занимается этим.
Организация учебного процесса
предусматривает проведение теоретических и практических занятий.
Прогнозируемые результаты:
К концу обучения по данной программе обучающийся должен знать:
традиции и обычаи Праздника урожая, Дня Святого Мартина, Дня Святого Николая, Рождества, Карнавала, Пасхи, дня Матери, традиционную немецкую пищу, любимые песни немецких детей, народные немецкие песни.
Учебно-тематический план

1.Тема
2.Сроки
3.Кол-во часов
4.Проекты
1
День урожая
Сентябрь - октябрь
6 часов
Композиции из осенних материалов
2
Праздник Святого Мартина
Октябрь-ноябрь
5 часов
Шествие на День Святого Мартина
3
День Святого Николая
Ноябрь-декабрь
3 часа
Изготовление рождественского календаря
4
Рождество
декабрь
4 часа
Рождественская мастерская
5
Карнавал
Январь-февраль
6 часов
Изготовление масок, инсценирование сказки
6
Пасха
Март-апрель
6 часов
Пасхальные открытки, ветки с раскрашенными яйцами
7
День матери
май
4часа
Открытки ко Дню матери
8 часов
Итого 34 часа


Содержание программы
1.Виды занятий
2.Общее
кол-во часов
Праздник урожая
6
1. Фрукты
Введение лексики, единственное число и множественное число, раскраски, игра “Obstlegespiel”, раскраска «Mein kleines Apfelbuch», знакомство с немецкой валютой, диалог «На базаре»
2. Овощи
Закрепление ЛЕ по теме «Фрукты», введение ЛЕ, единственное и множественное число, рассказ по схеме, раскраски
3. Фрукты и овощи
Игра «Распредели правильно фрукты и овощи», раскраски, игра «Собери фрукты и овощи», пазлы
4. Экскурсия в осенний лес
Сбор осенних листьев, ягод, игра с движениями «Blätter», повторение цвета, изготовление композиции из сухих листьев
5. Праздник урожая, традиции и обычаи
Презентация о празднике, раскраски, разучивание песни “Bunt sind schon die Wälder”
6. В мастерской на Праздник урожая
Изготовление закладок, конкурс рисунков на Праздник урожая

Праздник Святого Мартина
5
1. Легенда о Святом Мартине
Изготовление из бумаги лошадки и Святого Мартина
2. Легенда о гусях
Изготовление гусей из бумаги (оригами)
3. Фонарики – символ Дня Святого Мартина
Изготовление фонариков
4. Разучивание песни “Ich gehe mit meiner Laterne”, конкурс рисунков к дню Святого Мартина
5. Шествие на День Святого Мартина

День Святого Николая
3
1. Адвент
Из истории рождественского календаря, изготовление рождественского календаря
2. История и традиции праздника
Презентация о Дне Святого Николая, разучивание небольших стихотворений и песни «Backe, backe, Kuchen!»
3. Изготовление записок с пожеланием Рождественскому деду

Рождество
4
1. История и традиции праздника
Презентация о Рождестве, изготовление рождественских дедов
2. Разучивание песни «Oh Tannenbaum!»
Изготовление ёлочек из бумаги, украшение ёлки
3. В мастерской
Изготовление календаря на 2013 год
4. Выпечка и праздничное чаепитие

Карнавал
6
1. Животные
Введение ЛЕ, раскраски, изготовление масок животных
2. История и традиции праздника
3. Презентация о празднике, игры в кругу и подвижные игры
4. Немецкие сказки, братья Гримм
Биография, их сказки, «Немецкая улица сказок», раскраски
5. Гауф, Гофман
Биография, сказки, раскраски
6. Макс и Мориц
Аудирование, мультфильмы, раскраски, конкурс рисунков, викторина «По немецким сказкам»

Пасха
6
1. Праздник “Пасхи”, его традиции и обычаи, презентация о празднике, разучивание песни «Häschen in der Grube»
Просмотр фильмов, мультфильмов о Пасхе, изготовление мандал, пасхальных овечек, зайцев
2. Игры в кругу, игра «Hänschen piep mal!», игры за столом, пазлы
3. В мастерской
Раскрашивание яиц и украшение ими весенних веточек
4. Весна, весенние цветы
Введение ЛЕ, раскраски, изготовление цветов из бумаги (оригами)
5. Разучивание песни о календаре
Изготовление часов-календаря
6. Конкурс рисунков, викторина о Пасхе

День Матери
4
1. День матери. История и традиции праздника.
2. Изготовление открыток для мам.
3. Разучивание стихов о маме, изготовление мандал и закладок для книг
4. В мастерской
Изготовление подарков для мам

Всего
34

Виды и формы работы:
Основополагающие моменты концепции школьного данного возраста сводятся к использованию широкого спектра методов, приемов, форм и средств обучения. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, а также особенности их общекультурного развития и семьи. Основные методические требования к организации процесса обучения сводятся к созданию следующих условий:
- взаимосвязанного развития познавательных и творческих способностей детей и воспитание навыков культуры общения посредством использования соответствующих материалов, приемов, заданий;
- благоприятного климата в группе, где дети чувствуют себя защищенными;
- организации совместной деятельности путем использования групповых и коллективных форм обучения;
- использования разнообразных видов деятельности и тесной взаимосвязи речевой деятельности (аудирования, говорения) с самыми разнообразными видами неречевой деятельности.
Итак, основные приемы:
а) имитация;
б) создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев);
в) использование учебных игр;
г) загадки;
д) драматизация мини-спектаклей, что способствует устранению психологического барьера у детей, повышению самооценки, значимости, что предполагает методика успеха.
Результаты изучения немецкого языка
Личностные:
- общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
- знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметные:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, диском и т.д.).
Предметные:
- овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических);
- умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
В коммуникативной сфере (т.е. во владении иностранным языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог – побуждение к действию;
- уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге; описывать предмет, картинку; кратко охарактеризовать персонаж;
аудировании:
- понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале;
чтении:
- читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
- читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию;
письменной речи:
- владеть техникой письма;
- писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- соблюдение особенностей интонации основных типов предложений.
Социокультурная осведомлённость:
знание названия страны изучаемого языка, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (песен, стихов); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка.

В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
- умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
- совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.);
- умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступных младшему школьнику пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
- представление об изучаемом иностранном языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в туристических поездках.
В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
В трудовой сфере:
умение следовать намеченному плану в своём учебном труде.

Учебно-материальная база
Кабинет;
Столы, стулья;
Игрушки;
Картинки по темам;
Магнитафон/диски;
Компьютер, мультимедийная установка.

Список литературы
1. И.Л. Бим, В.В. Сафонова, А.В. Щепилова. Методическое письмо «О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования»
2. И.Л. Бим, В.В. Сафонова, А.В. Щепилова. Методическое письмо «О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования» ИЯШ №5, 2004 образования» ИЯШ №5, 2003
3. Л.З. Якушина «Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку» М: Высшая школа,1990
4. Я.М. Колкер, Е.С.Устинова, Т.М. Еналиева - Практическая методика обучения иностранному языку, М: Издательский центр "Академия", 2005
5. В.И. Шепелева. Принципы организации внеклассной работы
6. Якушина Л. 3. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. Иностр. яз. в школе, 1975. № 5
7. Журналы ИЯШ.
Где можно найти материал для занятий? Мне очень нравится сайты:
http://www.kidsweb.de/ - аппликации, различные поделки, тексты по временам года, праздники, алфавит и т.д.
http://www.kikisweb.de/home.htm - игры, рецепты, поделки, поздравительные открытки, грамоты, стихи, сказки и т.д.
Песни можно найти на сайте Гёте-института в Венгрии:
http://www.goethe.de/ins/hu/bud/lhr/ffs ... 735279.htm
Аватара пользователя
Светлана Викторовна
 
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 27 май 2012, 18:32

Вернуться в Методические материалы и разработки

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron