Светлана Викторовна » 02 июн 2012, 11:52
ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Такое обучение предполагает получение учащимися новых знаний путем решения проблемных вопросов. Каждый такой вопрос ученик должен решить самостоятельно. Он сам находит решение, анализируя факты, события. Педагог выступает здесь как помощник. Он объясняет проблему, формирует задачу и оказывает минимальную помощь, а она может потребоваться. Но и здесь его роль сводится не к тому, чтобы дать конкретный ответ на вопрос, а чтобы подвести к проблеме, создать дополнительный стимул, сформулировать еще цели и задачи.
Проблемное обучение включает в себя следующие этапы:
1). Осознание общей проблемной ситуации;
2). Ее анализ, формулировка конкретной проблемы;
3). Решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);
4). Проверку правильности решения.
Главное в этой технологии – это проблема. Конечно, не всякий вопрос, на который ученик не знает ответ, является проблемной ситуацией. Такими не являются вопросы, на которые можно найти ответы в справочниках, энциклопедиях, СМИ. Выделяют следующие правила создания проблемных ситуаций:
- перед учениками ставится такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладение новыми умениями;
- задание должно соответствовать интеллектуальному уровню учащегося;
- проблемное задание дается перед объяснением нового материала;
Одна и та же проблема может быть вызвана различными типами заданий.
Существует четыре уровня проблемности в обучении:
1). Учитель сам ставит проблему и сам ее решает при активном внимании и обсуждении с учениками.
2). Учитель ставит проблему, а ученики сами или под руководством учителя находят решение; он же направляет их на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3). Ученик ставит проблему, учитель помогает ее решить. У ученика появляется возможность самому формулировать проблему (исследовательский метод).
4). Учение сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).
В технологии проблемного обучения главным является исследовательский метод – такая организация учебной работы, при которой учащийся сам знакомится с научными знаниями, осваивает элементы научных методов, учится сам добывать информацию, сортировать ее планировать, строить гипотезы, обосновывать свои выводы. Это затрагивает множество мыслительных процессов, организует учеников, повышает чувство ответственности, совершенствует творческий подход, дает чувство довольства. Самостоятельные знания, полученные таким путем, прочнее усваиваются.
Конечно, не обойтись и без трудностей, так как этот метод требует сил не только от ученика, но и от педагога. Этот метод отбирает много времени, поэтому, может быть, он не используется широко.
В процессе обучения иностранному языку этот метод можно использовать в лексикологии (ведь язык развивается каждый день), страноведении, грамматике и в интегрированных дисциплинах.