Страница 1 из 1

Школьная форма

СообщениеДобавлено: 12 апр 2013, 16:53
Светлана Викторовна
DRESSура педагогов
Быть или не быть в Саратове униформе для учителей?

Предложение министра образования Саратовской области Марины Епифановой вызвало бурю эмоций и огромное количество комментариев. Напомним, что первоначально о необходимости повсеместного введения школьной формы заговорили на федеральном уровне с подачи Владимира Путина. Президент после совещания о ситуации в легкой промышленности неожиданно дал поручение правительству подготовить законодательную базу и разработать требования к школьной форме до 1 июня. Как это часто случается с региональными чиновниками в России, саратовский министр образования Марина Епифанова решила пойти еще дальше и предложила одеть по форме всех саратовских учителей. А пока известный российский кутюрье Вячеслав Зайцев по высочайшему заказу уже разрабатывает дизайн униформы для школьников, мы решили поинтересоваться у экспертов, как они относятся к идее дресс-кода для учителей, и не стоит ли развить идею до ее логического завершения и переодеть в форму, например, чиновников и министров?

Александр Ландо, председатель Общественной палаты Саратовской области: "В больнице бациллы, а в школе – что?"

– Я думаю, что всех одевать в одинаковую форму, наверное, будет неправильно, но ввести дресс-код, как мы это сделали в областной думе еще в 2007 году, когда я был председателем комитета по регламенту и организации работы думы, не помешает. Я думаю, мы тогда совершенно правильно это сделали. И, кстати говоря, потом не пришлось даже воспользоваться этой статьей, потому что все быстренько поняли, что это надо соблюдать. Нельзя ходить на заседания думы в джинсах, в сандалиях на босу ногу. Это для всех присутствующих правило, в том числе для журналистов. Самое главное там, в этих правилах, что нельзя на босу ногу, потому что это все-таки заседание…

Поэтому дресс-код нужен. Понимают ли сами учителя, в чем им нужно ходить на работу? Может, некоторые и не понимают. К примеру, до того как судьи стали в обязательном порядке ходить в мантии, у нас некоторые судьи ходили в декольте. Оно и красиво, с одной стороны, с другой – отвлекало внимание участников процесса своей откровенностью. Думаете, это хорошо? Нет, я так не думаю.

Так и в школе – есть определенные требования. Но одевать всех учителей в одинаковую униформу – что-то я не готов к этому. В больнице понятно, зачем им нужна форма – там бациллы. Поэтому нужны халаты. Это естественно. А здесь все-таки надо исходить из того, что красота спасет мир! Но одеваться должны прилично. Я плохо себе представляю, чтобы учитель истории или словесности пришел в джинсах с заплатками вот этими современными всякими…

Может ли форма повлиять на учебный процесс? Может. Точно может. Когда ученики хорошо учатся, это чаще всего обусловлено личностью учителя. А личность учителя – это, прежде всего, интеллект, хорошее отношение к ученикам. При чем тут одежда? Давайте вспомним Чехова: в человеке все должно быть прекрасно, и одежда тоже. Лучше Чехова не скажешь...

Можно ли учителю наносить макияж? Обязательно. Почему нет? Но прическа – это не лохматой надо быть, нормальная хорошая прическа чтоб была. Все должно быть в меру, без вызова.

Что вопрос формы отвлекает внимание от решения других проблем в образовании, не согласен. Одно другому совершенно не мешает. Сейчас и президент высказался: форма для школьников – это правильно. Разные возможности у детей, некоторые уж очень вычурно одеваются, это тоже влияет на поведение ребенка.

Министров незачем переодевать, у них дресс-код и так есть, и гласный, и негласный. Вы же не видели министра в тапочках? Ну да, у всех разные пиджаки, но они же подбираются под цвет глаз, под цвет брюк, так что все нормально. Насчет требования, чтобы обязательно в галстуке быть, я не знаю. Нормальный мужской костюм не обязательно должен быть с галстуком, но должен красиво смотреться. Чтобы это вызывало уважение.

По крайней мере, я на мероприятия торжественного характера, например в правительстве, стараюсь надевать галстук. А так сам галстук не люблю.


Анна Иванова, дизайнер, модельер: "Мы возвращаемся в средневековье"

– На мой взгляд, еще пара таких законов – и мы будем вполне полицейским государством. И нам будет недалеко до китайского варианта с его попыткой одеть всех в униформу, уже буквально два шага до этого. А все потому, что у нас очень рьяные чиновники, которые стараются исполнять свои задачи очень тщательно, иногда с перевыполнением плана…

Регламентировать, ставить всех под шаблон – это значит запретить. А следствие запрета – всегда возмущение, недовольство, бунт. К сожалению, мы возвращаемся в какое-то глухое средневековье. Мне казалось, что человечество делает хоть какие-то медленные прогрессивные шаги вперед, но то, что сейчас происходит, говорит о том, что мы делаем динамичные шаги назад.

Что должен нести учитель? Информацию о том, что каждая личность индивидуальна и уникальна. Усредняя и ставя всех под шаблон, и преподавателей в том числе, государство решает вопросы путем устранения последствий, а не причины.

Что касается школьников, я, честно говоря, за форму. Я считаю, что для современных детей понимание того, для чего они пришли в школу, очень важно. Например, когда я занимаюсь созданием новой коллекции, я всегда ношу очень простую, сдержанную одежду, потому что есть очень много задач, которые мне приходится решать, и я не хочу отвлекаться на внешние эффекты. И я очень часто ношу просто черный цвет в этот момент, это меня концентрирует. И в этом отношении, наверное, школьная форма даст возможность сконцентрироваться на главном – обучении. Тем более что сейчас очень много новых тканей, технологий, расцветок, поэтому мне кажется, что вопрос формы для школьников сегодня можно решить интересно.

Была бы для меня как для модельера интересна задача разработать форму для учителей, если бы такая необходимость появилась? Я думаю, что любая задача может быть интересна. Вопрос, насколько это необходимо. И почему бы тогда нашим чиновникам не сконцентрироваться на решении главных задач, а не отвлекаться на дорогие костюмы и аксессуары? В Европе чиновники ведут себя очень скромно. Мы все знаем, что в Стокгольме мэр ездит на велосипеде, это общеизвестный факт. Недавно я была в Прибалтике, там чиновники ездят на очень скромных машинах, живут очень скромно, не демонстрируют свои имущественные предпочтения. Потому что главная их задача – это выполнять свою миссию. А у нас? Вы же видите, какие часы у наших служащих и членов аппарата. Сидят на заседаниях – любо-дорого посмотреть…

Мне кажется, намного важнее учить людей хорошо одеваться, грамотно и со вкусом. Воспитать культурного человека, который способен отличить хорошее от плохого, уместное от неуместного. А у нас получается, что мы воспитали целое поколение людей, которые не отдают себе отчет в том, что они создают здесь и сейчас, и не способны отличать уместное от неуместного. Для того чтобы закончить на позитивной ноте, предлагаю перечитать Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо". Классика вечна.

Елена Рягузова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии психологического факультета СГУ: "Не делайте из учителя продавца знаний!"

Изначально я, как психолог, против даже формы для школьников, разве что для младшей школы она уместна, потому что для малышей ношение такой формы связано с психологическим переходом в другое качество, другой статус, для них это важно. Это такой своеобразный ритуал, который их дисциплинирует и отличает от тех, кто еще не включен в образовательный процесс. Это единственный плюс. Если и говорить о форме для школьного сообщества, то просто нужно иметь в виду некий дресс-код, определяющий только условные границы.

Если говорить о процессах в обществе, мне кажется, что, во-первых, акцентирование этой темы, в том числе и средствами массовой информации, есть некая попытка отвлечения от важных напряженных проблем, каких на самом деле в нашем обществе предостаточно, в том числе и в школе. Да, конфликты по поводу одежды в школе в России возникали, это касалось в большей степени возможности носить религиозную одежду, но мне кажется, что в целом одежда - это не самое важное, что есть сегодня в школе.

Во-вторых, если рассматривать образовательный процесс как систему товарных отношений, тогда действительно получается, что школьник - это клиент, а учитель - это продавец знаний, поэтому учителя должны быть одеты по форме, как бывают одеты сотрудники какой-нибудь коммерческой компании. Но мне кажется, что это не совсем верный взгляд, однако имеющий право на существование. Школа – и средняя, и высшая, помимо формирования определенных компетенций и знаний, которые нужны будут в дальнейшем, должна обладать еще и воспитательной функцией.

В-третьих, можно предположить, что введение формы частично позволит стимулировать, например, развитие отечественной легкой промышленности. Но разумнее было бы сделать это, не затрагивая интересы одной из самых уязвимых социальных групп.

Есть мнение, что форма снизит социальную напряженность в обществе. С точки зрения психологии это ошибочное суждение. У детей же помимо одежды есть еще мобильные телефоны, планшеты и много еще чего другого, чем можно похвастаться.

Если говорить о психологических процессах, то у человека должно быть во всем право выбора, в том числе и в выборе одежде. И я считаю, что главный акцент нужно делать не на внешних сопутствующих атрибутах образовательного процесса, а на воспитании, на культуре, на формировании внутреннего дресс-кода, на роли Учителя, на его авторитете. Это не должен быть безликий продавец знаний, а должен быть Мастер, Профессионал, Человек, который открывает новые перспективы и горизонты для учеников. Вот тогда и в обществе, и в школе действительно что-то изменится.
http://www.vzsar.ru/special/2013/04/05/ ... gogov.html