Обсуждение системы образования

Обсуждение системы образования

Сообщение Сергей Викторович » 25 июл 2012, 17:50

Обсуждение проекта областной целевой программы «Развитие образования Саратовской области» на 2013-2015 годы
Проект долгосрочной областной целевой программы «Развитие образования Саратовской области» на 2013-2015 годы включает в себя подпрограммы:
- «Развитие профессионального образования»;
- «Развитие системы дошкольного образования»;
- «Развитие системы общего и дополнительного образования»;
- «Социальная адаптация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников учреждений интернатного типа».
На сайте Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (СарИПКиПРО) - saripkro.ru организовано обсуждение проекта долгосрочной областной целевой программы «Развитие образования Саратовской области» на 2013-2015 годы. Любой желающий может внести свои замечания и предложения в проект для рассмотрения.
Аватара пользователя
Сергей Викторович
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 27 май 2012, 18:55
Откуда: Саратов АН "МИОНИ"

Re: Обсуждение системы образования

Сообщение Светлана Викторовна » 25 июл 2012, 17:53

Проекты по инклюзивному образованию детей-инвалидов
viewtopic.php?f=2&t=48
Аватара пользователя
Светлана Викторовна
 
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 27 май 2012, 18:32

Re: Обсуждение системы образования

Сообщение Светлана Викторовна » 01 авг 2012, 00:29

Школы области переходят на новые стандарты
В этом учебном году в школах ожидается такое же количество первоклассников, как и в прошлом – 23 тысячи 169 ребят.
Об этом на пресс-конференции сообщила заместитель министра – начальник управления общего образования министерства образования области Надежда Рукан.

«По новым федеральным стандартам в этом учебном году будут обучаться ученики первых и вторых классов, 20% ребят третьих классов, а также 30% пятиклашек», – отметила замминистра. Что касается внедрения электронных учебников, которые в прошлом году были введены в качестве пилот-проекта в ряде областей, «в отношении Саратовской области в этом учебном году таких решений пока не было предпринято».

Также Рукан рассказала и о новом предмете – «Основы религиозных культур и светской этики», который уже введен в начальных классах и планируется теперь еще и в пятых. «Десяти муниципальным районам области уже предоставлены учебники, пользоваться которыми школьники смогут бесплатно, – подчеркнула Рукан. – В течение прошлого года была проведена большая работа по подготовке кадров, выборе курса, все учителя прошли переподготовку. Педагоги совместно с родителями обсудили и модель преподавания предмета, которая не нарушала бы традиции семейного воспитания».

Присутствующие на пресс-конференции педагоги поддержали замминистра и возложили ответственность успешного внедрения предмета на учителей. «Итоги будут заметны уже в течение учебного года, – добавила замдиректора по научно-методической работе гимназии №2 Ирина Власова. – Всё зависит от учителей, насколько правильно они смогут реализовать эту программу».

Источник текста и фото: http://www.om-saratov.ru/news/index.php ... T_ID=29961
Вложения
ccfa6ebc05f97562b01d2ff06eaebac5.jpg
ccfa6ebc05f97562b01d2ff06eaebac5.jpg (7.74 КБ) Просмотров: 21438
Аватара пользователя
Светлана Викторовна
 
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 27 май 2012, 18:32

Re: Обсуждение системы образования

Сообщение Сергей Викторович » 01 авг 2012, 00:31

... и возложили ответственность успешного внедрения предмета на учителей.
Правильно, а на кого же еще? Непродуманные и политически неграмотные решения принимают на уровне правительства и министерств, а крайние - учителя, они за все ответят. Они как на фронте.
Аватара пользователя
Сергей Викторович
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 27 май 2012, 18:55
Откуда: Саратов АН "МИОНИ"

Re: Обсуждение системы образования

Сообщение Светлана Викторовна » 01 авг 2012, 17:25

Сдавать физику придется даже лирикам
Вопросы качества образования волнуют всех, ведь зачастую оно определяет судьбы наших детей. Мы застали министра образования области Марину Епифанову за подписью свидетельств об окончании школы. Их больше 10 тысяч – путевок в жизнь….

-- Марина Анатольевна, вы недавно на посту министра образования, хотя давно уже работаете в этой системе. Как бы вы охарактеризовали коллективный портрет педагогического сообщества нашей губернии?
-- Важнее всего – профессионализм. Быть может, как ни в какой другой сфере.Мой круг общения теперь значительно расширился.Я не перестаю восхищаться сельскими учителями и педагогами районных центров. Покоряет их любовь к профессии и самоотверженность. При том, что условия сельской школы намного отличаются от городской. Покоряет работоспособность учителей. Можно сколько угодно критиковать наши модернизации и инновации, но учителя постоянно, из года в год осваивают что-то новое в образовании. И еще хочу отметить их терпение. Это теперь зарплата учителя в среднем составляет 17 тысяч, а долгое время не превышала четырех.

-- Что сегодня делается в Саратовской области для повышения социального статуса учителя, для привлечения молодых специалистов в систему образования, для устранения кадрового дефицита в сельских школах?
-- У нас приняты три областных закона: о выплате 13-й зарплаты молодым специалистам, о льготной ипотеке и о кооперативе «Учительский дом». В последние годы в отрасль пошла молодежь, пока мы не можем сказать, что закрываем потребность в учительских кадрах на селе, но процесс начался и года через три-четыре увидим результаты предпринятых усилий.
Если раньше за победу в профессиональных конкурсах учителя получали призы от спонсоров, то сейчас средства предусмотрены областной программой (за первое место – 150 тысяч рублей). Второй год учителя получают президентские гранты в размере 200 тысяч рублей, к Дню учителя 16 педагогов области получат это достойное вознаграждение.

-- Все ли учителя готовы к новым проектам, запросам общества, ведь подходы к развитию образования сегодня сильно поменялись?
-- Конечно же, не все. Но учитель обречен не только учить, но и учиться. Раз в пять лет, как и врачи, мы проходим аттестацию. Для этого существует институт повышения квалификации работников образования, который целенаправленно обучает педагога, настраивает его на восприятие нового.

-- Хотелось бы узнать, как область выдержала тест на ЕГЭ?
-- Нельзя сказать, что у нас какой-то сногсшибательный результат. Он соответствует среднероссийским показателям. Раньше считалось, что чем выше результат, тем он показательнее для образовательного учреждения, для ученика и
учителя. Но количество отличников не может безгранично расти. Оно напрямую связано с числом детей, которые принимают участие в олимпиадах. Таким образом легко проверяется чистота и честность проведения ЕГЭ в любом месте. Высокие результаты перепроверяются. С нас запрашивают данные о ребенке, его родителях. Если он победитель олимпиад, успешный ученик, то никаких вопросов. Но были и случаи несоответствия, в том числе и у нас. На следующий год будем перепроверять всех «высокобальников». Иногда их количество кажется аномальным, необходима честная процедура проведения ЕГЭ.
В этом году возросли требования к качеству образования, был усилен контроль и со стороны общественности (более 300 наблюдателей), изменились и сами условия проведения экзаменов. Административный кодекс ужесточает меру ответственности и организаторов, и детей, и родителей. К сожалению, не до всех дошло, что нельзя брать на экзамен телефон, пользоваться справочными материалами. А между тем, любой случай удаления с экзамена – это стресс для всех. Мы направляем материалы в прокуратуру, в комиссию по делам несовершеннолетних. К сожалению, таких фактов много.

-- Если возвратиться к результатам ЕГЭ, можно так же как с иностранными языками исправить ситуацию с физикой, математикой и географией?
-- Здесь важен осознанный выбор. Если ученик выбирает предмет как профильный для поступления в вуз, то к нему нужно иначе готовиться. Если не собирается поступать в вуз, достаточно сдать два обязательных предмета для получения аттестата. Были и те, кто сдавал по 8 предметов – какой сдам хорошо, туда и буду поступать. Но смысл?

Еще мы должны уйти от двойных стандартов. Неслучайно на нас обижается технический университет: очень мало детей сдают физику. А почему? Многие учителя взяли за правило: «Будешь сдавать ЕГЭ, поставлю три, не будешь – пять».
Понимают, что оценка ребенка – это их оценка. Поэтому у нас в планах, чтобы при аттестации на высшую, на первую категорию учителя тоже сдавали некий аналог ЕГЭ.
У нас хорошие показатели по русскому языку, потому что уже 8 лет пишем ЕГЭ, есть опыт, учителя научились готовить детей, а математика -- последний предмет, который перевели в форму ЕГЭ. Думаю, и здесь можно исправить ситуацию. Это дело времени.

-- Вы – учитель физики. Вам самой приходилось решать задачи ЕГЭ? Сколько баллов получили?
-- В этом году из-за недостатка времени не получилось. В предыдущие годы я сдавала госэкзамен по физике, результат был выше среднего.

-- Предполагалось, что ЕГЭ станет серьезным инструментом для выработки управленческих решений….
-- Сегодня это единственный объективный инструмент определения качества образования. Вся Европа давно сжилась с тестированием. После анализа результатов рекомендации будут даваться тем районам, в которых результаты ЕГЭ были плохими. Кто нас порадовал своими показателями в этом году, так это Балашовский и Аткарский районы. В Саратове этим традиционно отличаются все лицеи и гимназии.

А что касается управленческих решений, то бюджетные места будут открываться в тех вузах, где меньше абитуриентов с низкими баллами. Мы считаем, что снижение интереса к естественным наукам не оправдано на фоне компьютеризованного обучения. В следующем году будем вводить физику как обязательный предмет государственной итоговой аттестации для 9-х классов. Надеемся на интерес детей к этому достаточно прикладному предмету.

-- 417 выпускников не получат аттестаты. Если ребенок после сдачи экзаменов поступил в 10-й класс, что случилось за два года? И несут ли педагоги ответственность за этот «учительский брак»?
-- Я тоже считаю, что когда мы принимаем ребенка в 10-й класс, а затем допускаем до экзаменов, то берем на себя определенную ответственность – мы его чему-то научили. По крайней мере, не меньше, чем на тройку. Ко мне приходят на прием мамы – не так просто смотреть им в глаза, когда тебе рассказывают, что у ребенка сломана судьба, потому что они рассчитывали на поступление в вуз. При этом учитель математики ни разу не предупредил, что у этого ученика могут быть проблемы. Пока идет речь только о моральной ответственности педагога. Но мы стоим у истоков страхового образования, когда у родителей будет возможность предъявить к учителю иски.

- Насколько готовы школы Саратова и области к введению нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики»?

-- С 1 сентября этот предмет будут изучать четвероклассники всех школ и пятиклассники школ – участников пилотного проекта (131 учебное заведение). Предмет состоит из нескольких учебных блоков, которые родители выбирают по своему усмотрению. В нашем многонациональном регионе большинство составляют люди православные. Этим был предопределен выбор -- более 60 процентов будут изучать основы православной культуры. Вести предмет станут либо педагоги начальных классов, либо учителя истории и обществоведения. Сейчас как раз они проходят обучение, нам помогают классический университет и институт повышения квалификации. Более тысячи человек уже прошли эти курсы.
Учебник Кураева мне кажется очень интересным и содержательным даже для взрослых. В нем доступно говорится о многих сложных понятиях, которыми должен владеть каждый человек. Это светский культурологический предмет. Не скрою, мы делаем ставку на этот базовый духовный предмет, хотя и понимаем, что духовность в наших учениках не проявится к концу учебного года…Этот процесс никогда не должен заканчиваться.

Тамара Корнева «Саратовская областная газета» № 123 от 1 августа 2012 года
Вложения
sfniibqpaqrjdnbaia%20xsysloqkdhubmmgzuoaleb.jpg
фото: saratov.gov.ru
sfniibqpaqrjdnbaia%20xsysloqkdhubmmgzuoaleb.jpg (9.37 КБ) Просмотров: 21433
Аватара пользователя
Светлана Викторовна
 
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 27 май 2012, 18:32

Re: Обсуждение системы образования

Сообщение Сергей Викторович » 01 авг 2012, 17:30

Дом для преподавателей СГУ станет самым доступным жильём

>>>
http://www.mioni.ru/?nn=3897
Аватара пользователя
Сергей Викторович
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 27 май 2012, 18:55
Откуда: Саратов АН "МИОНИ"

Re: Обсуждение системы образования

Сообщение Светлана Викторовна » 06 авг 2012, 09:04

Как будет выглядеть высшее образование в 2020 году
В 2020 году студенты смогут отправиться на далекие континенты и одновременно с этим посещать вуз на другом конце света.

Эксперты прогнозируют, дистанционное обучение за пределами традиционных аудиторий будет преобладать (см. исследование опубликованое Pew & American Life Project). В исследовании приняли участие 1021 специалистов в области образования и заинтересованные стороны, включая венчурных капиталистов.
На данный момент, посещение занятий, личное участие студента - ключевые факторы успеха колледжа. В будущем, все изменится.
Телеконференции, онлайн университеты и дистанционное обучение приведут к гибридным вузам, считают эксперты.
Гибридные вузы будут включать обучение в режиме онлайн, плюс личные встречи в классах.
"В нынешних и обозримых экономических условиях, традиционное обучение станет все менее жизнеспособным в финансовом отношении," – заявил М.Liebhold, старший научный сотрудник Института будущего.
Интернет уничтожает пространство, и мы надеемся, он сделает образование более доступным в долгосрочной перспективе. Поэтому не только вузы Москвы и Петербурга, но и зарубежные вузы будут фактически доступны любому жителю земли.
YouTube в настоящее время предоставляет более 3300 видео для студентов по широкому спектру наук - математике, финансам и гуманитарным дисциплинам. Любой человек в мире может использовать обширную библиотеку видео, чтобы узнать органическую химию и микроэкономику.
Что бы вы изменили в системе высшего образования? Поделитесь своими мыслями в комментариях.

http://my-volga.ru/content/kak-budet-vy ... -2020-godu
Аватара пользователя
Светлана Викторовна
 
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 27 май 2012, 18:32

Re: Обсуждение системы образования

Сообщение Светлана Викторовна » 06 авг 2012, 09:05

В Англии школьники больше не делают домашние задания

viewtopic.php?f=7&t=32&p=119#p119
Аватара пользователя
Светлана Викторовна
 
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 27 май 2012, 18:32

Re: Обсуждение системы образования

Сообщение Светлана Викторовна » 06 авг 2012, 09:08

Нужен ли диплом об образовании сегодня?
Образование является одной из самых основных частей нашей жизни. Конечно, образование в 21-м веке необходимо.
Однако университетский диплом не гарантирует работу.
Мир изменился невероятно за последние 150 лет. Изменения были очень резкие. Но наша система государственного образования принципиально не изменилась с момента ее создания.

Как этот факт влияет на нас, наши навыки и способности каждого из них в вашей жизни и карьере станет очевидным после короткого зрения системы образования в истории.

Нынешняя система образования была создана в 19-й веке. Конечно, школы и университеты существуют гораздо дольше, но эта система удовлетворяет потребности эпохи индустриализации. Поэтому система образования базируется на двух принципах. Первый из них - самые важные вопросы - те, которые ориентированы на наемный труд. Второй - номинально высокие академические навыки стали доминирующей оценкой интеллекта. Кроме того, в системе образования одна цель - подготовить молодежь к получению высшего образования.

Каковы результаты этого процесса?
Во-первых, почти никто из нас не понимает, что такое образование. Парадоксально, но часто те же преподаватели и доценты высших учебных заведений трудно формулируют ответ на этот вопрос.
Во-вторых, бизнес-среде сегодня работает более гибко, чем это было в индустриальную эпоху. Соответственно - рынок труда и социальная обстановка требует от нас совершенно другие знания и навыки, чем те, что мы дает формальное образование.
Третье - доминирование линейного мышления, неспособность самостоятельно искать решения ситуации, бедность творчества. Процесс обучения строится на принципе "один правильный ответ". Кроме того, этот ответ не нужно искать, он должен быть скопирован сразу.

Все школьные годы детям прямо или косвенно говорят: "Если вы будете хорошо учиться, вы будете получать хорошие оценки. С хорошими оценками вы поступите в университет. Делайте тоже самое в университете, получите квалификацию, которая обеспечит хорошие возможности для трудоустройства». Никто не говорит: покажите мне хоть одного работодателя, который попросил показать оценки в школе! Если диплом вуза еще ИНОГДА просматривают, то школьный аттестат – никогда.

Кроме того, редко кто придает решающее значение тестированию в школе. А ведь именно выявление сильных и слабых сторон – это главное при выборе профессии. Когда речь заходит о выборе профессии тесты для подростков используют один раз. Это неправильно. Глубинное исследование особенностей личности человека не может быть выполнено за один раз. Тестирование, по крайней мере, нужно повторять, дополнять и проверять его качество. Но учителя, да и преподаватели вуза требуют только оценки, им все равно, кем вам работать, они уже нашли «свое место» и не их головная боль искать и находить ваш талант и способности…

Что мы ожидают от работодатели? Чаще всего - пять компетенций:
1. Ответственность: 46%
2. Коммуникационные навыки: 44%
3. Желание работать с людьми и командами: 44%
4. Лояльность: 35%
5. Творчество: 33%

Другие качества: пунктуальность (26%), предприимчивость (20%), инициативность (19%), способность узнать что-то новое (15%).

Вопрос: есть ли сегодня хотя бы одно учебное заведение, где вы можете научиться всему этому?

Мы не против образования. Однако оно не дает никакого существенного преимущества на рынке труда и не обеспечивает лучшие возможности для более быстрого и более эффективного управления своей карьерой. Для развития карьеры зачастую является наиболее важным и решающим фактором способность доказать, что вы можете решить свои поставленные задачи лучше, чем другие. И только.

http://my-volga.ru/content/nuzhen-li-di ... i-segodnya
Аватара пользователя
Светлана Викторовна
 
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 27 май 2012, 18:32

Re: Обсуждение системы образования

Сообщение Сергей Викторович » 30 авг 2012, 17:37

Очень средняя школа. Качество нашего образования продолжает снижаться

Снова 1 сентября. Дети снова идут в школу — мои тоже. Одной скоро заканчивать, другой пока в младших классах. Я проработал в вузе много лет, дослужился до проректора — так вот, я вам скажу — никакого оптимизма по поводу образования для своих детей у меня нет. Для ваших — тоже.


Качество образования в России продолжает неуклонно снижаться, скоро мы станем такими же дебилами, как американцы у сатирика Задорнова. Я считаю, что я был после советской школы подготовлен намного лучше, чем мои дети будут после российской.

PISAнулись
Это мое субъективное мнение подкрепляется объективными международными оценками. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA, широко известная в узких кругах специалистов по образованию, показывает неуклонное падение результатов России. Если в 2000 г. по результатам самых первых тестов наша страна была на 27-м месте, то в 2003-м опустилась на 32-е, в 2006-м — на 37-е, а в 2009-м оказалась вообще на 41-м месте. В апреле-мае 2012 г. прошел очередной тест, результаты будут подведены в декабре 2013 г., но никто в нашей стране ничего хорошего от них не ждет.

— Я предполагаю, что в этом цикле PISA наша страна останется на прежнем, довольно низком месте. Год назад в четырех регионах страны мы проводили пробные тесты PISA-2012 по оценке математической грамотности среди школьников 15 лет. В среднем они выполнили только 30% заданий, — объясняет Галина Ковалёва, национальный координатор исследования PISA в России. По словам эксперта, российские школьники в среднем демонстрируют знания второго уровня, то есть самые базовые (первый уровень — самый низкий, шестой — самый высокий). При этом ученики во многих других странах-участницах стабильно показывают третий или четвертый уровень.

А ведь было время — все было по-другому. В конце 50-х годов ХХ века, находясь под впечатлением русского прорыва в космос, американцы обратили внимание на советское школьное образование. Весной 1961 г. журнал «Тайм» в статье

«Что читает русский Иван?» писал: «…Третьекласснику даются начальные знания обо всем: от рек и стали до лягушек и ветра. Им преподают основы анатомии и медицины и, как взрослым, объясняют, что такое кости, мускулы, легкие, сердце, ухо, инфекционные заболевания и шесть основных бактерий, причем весь материал подкрепляется иллюстрациями. В учебник для чтения включены рассказы лучших писателей: Чехова, Тургенева, Горького. Ученик советской школы заканчивает четвертый класс со словарным запасом в 10000 слов, и он готов к систематическому изучению русской литературы, истории, географии и иностранных языков. Для сравнения, в США четвероклассник все еще занимается по «базовому» учебнику со словарным запасом менее 1800 слов…»

Научитесь учить
Главная причина провала нашей школы — в российском образовании «проспали» информационную революцию. Нет, я имею в виду не оснащение школ компьютерами и доступом в интернет. А качественное изменение доступности информации. Раньше, чтобы получить какую-то информацию, мне нужно было идти в «научку» (научную библиотеку СГУ), а то еще и ехать в «Салтыковку» в Питер или «Ленинку» в Москву. Сейчас достаточно залезть в сеть и вытащить оттуда то, что ни в какой «Ленинке» достать было невозможно. Раньше получить ответ на вопрос «как делать?» было трудно, поэтому мозг учеников забивался готовыми знаниями. Чем больше выучишь — тем лучше. «Все мое ношу с собой». Сейчас главное — правильно сформулировать вопрос и уметь отсеять груду ненужных ответов, которые появятся в поисковике. Выбрать нужный и применить его на практике. «Главная задача образования — научить человека учиться», — говорит наш сенатор Людмила Бокова. Научить учиться и находить нужную информацию. А наша школа по-прежнему ориентирована на забивание головы ученика всяким хламом. Поэтому учителям надо сперва самим научиться учить как надо.

Нищета? Позвольте!
Почему-то считается, что государство у нас очень мало тратит на образование. На самом деле это не так. В США на образование тратится 5% ВВП. В России — 4% ВВП (2012 г.). Расходы на образование в России в ближайшие восемь лет составят до 5 трлн руб., заявил в мае 2012 г. премьер-министр Дмитрий Медведев. Практически ту же картину видим в регионах. Саратовский губернатор Валерий Радаев на прошедшем педсовете в правительстве говорил о «беспрецедентном переоснащении школ современным оборудованием», на которое область получила в этом году 1 млрд 200 млн руб. То есть в целом денег тратится много и вряд ли страна может себе позволить существенно увеличить расходы по этой статье. Значит, причина отставания не в этом. Вопрос в том, куда и как тратятся эти деньги.

В России не то
«Учитель должен быть более квалифицированным, свободно владеть современными образовательными технологиями. Он выполняет социальный заказ общества — раскрытие личности ребенка, подготовка его к успешной самореализации во взрослой жизни. От учителей зависит, какой станет наша страна завтра», — говорил прописные истины на педсовете губернатор Радаев. Да, школа зависит от учителя. Знаю примеры (и не только в Саратове, но и в Москве), когда родители специально возили детей через весь город, чтобы попасть в школу с хорошим подбором учителей. Учитель в школе — главное лицо. Не зря Бисмарк называл прусского учителя наряду с прусским капралом главными авторами объединения Германии в XIX веке. До сих пор в Германии учитель имеет статус государственного служащего с внушительными льготами по пенсии, жилью, медицинскому обслуживанию. Результат — жесткая конкуренция среди соискателей за каждую учительскую вакансию и высокий престиж учительской профессии.

В России не то. В 60-е гг. прошлого века о профессии учителя мечтали 27% советских школьников — это первое место среди всех профессий. К 80-м годам это число снизилось до 18,5%. А сейчас, по данным ВЦИОМ, 70% родителей не хотят, чтобы их дети стали педагогами. Причина проста: в Саратовской области средняя зарплата учителя — 17 тыс.руб.
В США — $ 40 тыс. в год (а в Германии — больше 50 тыс.). Или почти 100 тыс. руб. в месяц. О чем тут говорить?
То же самое с расходами на образование одного студента. В России годовое обучение в университете стоит в среднем 30 тыс. руб. В США — $ 30 тыс. А ведь говорят, что дешево хорошо не бывает. Правда, есть вопросы. В России студентов почти столько же, сколько и в США, при вдвое меньшем населении и впятеро меньшем ВВП. Какой в этом смысл?

С компьютерами и удобствами во дворе
Куда же деньги идут, если не на учителей и не на учащихся? Так ведь губернатор сказал: «на беспрецедентное техническое переоснащение». Правда, и здесь не обходится без парадоксов. Несколько лет назад был в одной из школ в Озинском районе. Компьютерный класс у них есть, как положено. А вот водопровода не было, и удобства, извините, во дворе. Как говорит наш новый министр образования Дмитрий Ливанов, «у нас 25% школ не имеют нормального водоснабжения».

Правда, направляя средства в железки и стены вместо учителей, мы сталкиваемся с проблемой — скоро в переоснащенных университетах и школах некому будет работать. Потребность России в новых учителях — примерно 30 тыс. человек в год. В педагогических вузах учатся 400 тыс. студентов, то есть в год выпускаются 80 тыс. человек. Но в школы из них попадают 15-20%. И те часто не задерживаются.

И другое последствие, фиксируемое статистикой: тратя деньги на оборудование, а не на учителей и учеников, Россия получает на выходе крайне низкий коэффициент полезности всей системы образования. Вклад человеческого потенциала в экономическое богатство России составляет, по оценкам Всемирного банка, порядка 40%. В большинстве развивающихся стран он превышает 50%, а в развитых странах достигает 70% и выше.
И мне почему-то кажется, что дело еще и в том, что на поставках нового оборудования в школы бизнес и чиновники могут заработать намного больше, чем на подготовке учителей (и тем более на зарплате им).

Уйти, украсть, умереть
С такими зарплатами наши преподаватели имеют, по мнению академика Тихомирова, выход в виде системы «трех У» —«уйти, украсть, умереть». Что, собственно, они и делают. Самые способные и энергичные уходят из школ и вузов, старые советские кадры умирают, а оставшиеся в лучшем случае ищут, где подработать, преподавая в 3-4 местах, а в худшем — как украсть. Или взять взятку. Система образования — одна из самых коррумпированных в стране, где со времен Карамзина на вопрос «Что происходит в России?», отвечают: «Воруют-с!» Какое уж тут качество преподавания…

ЕГЭзм крепчал
Из всего вышесказанного напрашивается только один вывод: неэффективное использование средств, которые страна тратит на образование, генерируется сложившимися в России интересами бизнеса и чиновничества. Деньги направляются туда, где их проще «попилить», а это явно не учителя и не ученики. А для прикрытия огромной машины наживы разными нелепыми реформами ставятся министры — один чуднее другого — с их прогрессирующим егэзмом… Филиппов, Фурсенко, Ливанов. Их имена Россия запомнит как самых вредных министров образования за всю нашу историю. А памятником их провалу станет ЕГЭ. Все, о чем профессионалы говорили и предупреждали относительно этой системы, сбывается. Самое грустное, что я вижу это на своих детях. В школах — даже «элитных», типа «гимназиях» — сплошная егэзация учебного процесса. Везде одно и то же — например, учитель математики входит в класс и говорит: «Так, сегодня решаем задачи В-2». Натаскивание на ЕГЭ заменило все. А учитывая редкостную тупость самих вопросов, можно смело сказать: ЕГЭ придавил школу могильной плитой. Я теперь не проректор, могу это сказать, не оглядываясь на служебные обязанности.

Разделяй и властвуй
И последнее, что разрушает нашу школу. Социальная сегрегация. Независимо от политики государства, она происходит повсеместно. В Саратове уже есть четкое разделение на «школы для простых» и «школы для элиты». Причем «элитность», кроме повышенных расходов и повышенного риска познакомиться с наркотиками, мало чем оправдывается. Но, надо признать, найти хорошее образование если и можно, то только в «элитных» школах. Туда естественным образом перетекают лучшие учительские кадры.

Дело труба
В стране, которая строила коммунизм, школа была инструментом воспитания нового человека и подготовки образованных кадров, необходимых для прорыва в космос и прочие дали. В стране, которая построена вокруг Трубы, нефтяников и газовиков готовят хорошо. А остальные — балласт, «социальная нагрузка». И пока это не изменится — в образовании к лучшему перемен не будет. «Элита» давно почуяла это, ее дети учатся в «Европах». А простым людям остается то, что остается. Так что помните завет великого комбинатора: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». И не тоните. Хорошие учителя и хорошие школы в Саратове пока есть.



Дмитрий Чернышевский
Издание: МК в Саратове Номер: №36 (783) 29.08-5.09.2012


http://www.saratovnews.ru/
Вложения
143344.jpg
143344.jpg (39.52 КБ) Просмотров: 21297
Аватара пользователя
Сергей Викторович
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 27 май 2012, 18:55
Откуда: Саратов АН "МИОНИ"

След.

Вернуться в Новости

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron