Проектировочное мышление

Проектировочное мышление

Сообщение Светлана Викторовна » 31 май 2013, 18:42

«Проектировочное мышление» – лаборатория идей в Потсдаме
Как лучше всего доставить клиенту заказанный по интернету товар из супермаркета? Как домохозяйству, состоящему из одного человека, уменьшить количество пищевых отходов? Как безопасно ездить на велосипеде в темноте? Такие вопросы решают студенты потсдамского института HPI School of Design Thinking, сокращенно D-School.
Студенты D-School не корпят над подлежащими решению задачами в гордом одиночестве, а работают целыми командами, в состав которых входят врачи и экономиcты, педагоги и специалисты по информационным технологиям. Сами учебные помещения института обустроены так, чтобы максимально стимулировать фантазию студентов. Руководитель D-School Ульрих Вайнберг поясняет: «проектировочное мышление» развивается тогда, когда в порядке три базовых элемента: «место, процесс, люди».
Понимание, наблюдение, развитие
Студенты учатся многоступенчатому процессу разработки идей. Все начинаетс с постановки задачи, или, как здесь говорят, «design challenge» – ведь обучение идет на английском. Например, есть такая задача, как езда на велосипеде в темноте. В первой фазе происходит изучение проблемы в первом приближении. Велосипедисты чувствуют себя неуверенно, потому что улицы не освещены, и можно упасть, или потому что они боятся криминала? Студенты анализируют статистику и пытаются выявить главную проблему. Затем проводятся полевые исследования: «Студенты наблюдают за людьми, разговаривают с ними, – рассказывает Клаудия Николай, руководитель курса. – Они определяют характеристики целевой аудитории, для которой вырабатывают решение». Это люди, которые в одиночку едут из точки А в точку Б? Или это экстремальные велосипедисты, такие как курьеры на велосипедах? «Студенты должны поставить себя на место целевой аудитории и разработать решение с ее позиций», – объясняет Клаудия Николай.
В классе студенты сводят вместе все полученные результаты, извлекают наиболее важную информацию из фотографий, интервью и наблюдений и определяют, для какой целевой группы они будут разрабатывать решение. «Затем следует фаза генерации идей», – продолжает Клаудия Николай. То есть, креативная фаза. Студенты фиксируют все идеи, даже очень странные. Бумажки-стикеры с записанными на них идеями приклеиваются на доску или на стены. «Из множества идей мы выбираем несколько концепций, реализация которых наиболее вероятна», – объясняет Клаудия Николай. Далее на основе концепций вырабатываются и тестируются прототипы решений.
Курс, который интересен студентам со всего мира
Многочисленные фирмы и предприниматели уже обратили внимание на HPI School of Design Thinking. «Нами интересуются все, от неправительственных организаций до крупных концернов», – говорит Ульрих Вайнберг. Для концерна Metro Group студенты, например, придумали способ, как покупатели могут забирать в супермаркетах сети Real заказанные по Интернету товары. «Так был создан первый сервис «drive-in» в сфере торговли, – с гордостью сообщает Ульрих Вайнберг.
Каждый год обучение разработке идей проходят 120 студентов. Этот курс продолжительностью в 1 год – бесплатный. Студенты приезжают из всех стран мира. Например, Жулиана Паолуччи приехала из Бразилии. Ей нравится подход, который сильно отличается от привычного ей по школе и университету: «Мы не сидим на месте, глядя на учителя, а сами проявляем активность, – говорит 24-летняя студентка. – На курсе учатся студенты с самым разным первым образованием, поэтому мы очень много узнаем друг у друга».
От индивидуума к коллективу
Ульрих Вайнберг подтверждает: институт действительно хочет по-новому расставить акценты. Представители различных дисциплин должны более тесно сотрудничать друг с другом и совместно трудиться над идеей, исходя из потребностей людей, для которых они работают. По словам Вайнберга, в школе и в университете человека учат действовать самостоятельно, а командной работе и развитию творческих способностей отводится второстепенная роль. Поэтому не возникает пространства для новых идей.
Институт был основан в 2007 году по инициативе немецкого предпринимателя и основателя компании-производителя программного обеспечения SAP Хассо Платнера. За два года до того предприниматель пожертвовал 29 миллионов евро на учреждение «Института дизайна Хассо Платнера» при Стэнфордском университете. Пропагандируемый институтом подход вызвал интерес во всем мире: недавно в Пекине открылась новая школа идей. В Париже тоже можно стать студентом курса «проектировочного мышления»; ведутся переговоры о сотрудничестве в Малайзии. Ульрих Вайнберг прибегает к метафоре «маленькое растение», когда сравнивает свой учебный курс с традиционной системой курсов, в рамках которой миллионы студентов изучают естественные науки, юриспруденцию или экономику.
Для него «проектировочное мышление» – это подход будущего. Этот подход не только обеспечивает новаторский способ генерации идей, но и помогает людям в некоторой степени избавиться от ощущения проблемы, которое многие испытывают: «Мы живем в стремительно меняющемся мире, – говорит Ульрих Вайнберг, – это люди замечают ежедневно, в быту и на работе». Поэтому теперь уже не имеет смысла сосредотачиваться на какой-то одной специализированной области, например, изучать только органы человека или устройство компьютера. «Мы должны изменить свой способ мышления и не бояться «дрейфовать» в сторону все более междисциплинарных занятий. А для этого образовательный ландшафт и бизнес-культура должны серьезно измениться».
Бритта Мерш,
независимый журналист, пишет об образовании. Преподаватель и ведущая, г. Кёльн. Работает для радиокомпаний WDR5 и Deutschlandfunk. На радиостанции DRadio Wissen ведет программу интервью.
Copyright: Goethe-Institut e. V., Internet-Redaktion 
февраль 2013
Если у Вас есть вопросы по данной статье, напишите нам! 
maria.poljak@moskau.goethe.org
Ссылки по теме
Информация о «проектировочном мышлении» на сайте Стэнфордского университета   
Институт HPI School of Design Thinking в Потсдаме
Вложения
10172928-STANDARD.jpg
10172928-STANDARD.jpg (31.41 КБ) Просмотров: 3290
10172895-STANDARD.jpg
10172895-STANDARD.jpg (16.23 КБ) Просмотров: 3290
Аватара пользователя
Светлана Викторовна
 
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 27 май 2012, 18:32

Вернуться в Германия и немецко-говорящие страны

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron